Советская мультипликация не просто удалась, а стала уникальной школой, покорившей весь мир. Мультики и ракеты в стране Советов делали действительно хорошо. А ещё не забывали называть ожившие рисунки ласковыми, карачуновскими именами: «Медвежуть», «Ладья отчаяния», «Потец». Да кто из нас в детстве не был одновременно испуган и очарован невероятной советской мультипликацией?
Если американская мультипликация была подвижная, покоряющая детишек незатейливыми нравоучительными историями и красками ярче, чем огонь и небо, то наша мультипликация была… жуткая. Нет, разумеется, выходили аккуратные, милые, кроткие мультфильмы, которые воспитывали добропорядочных граждан, но нам, как потомкам, в основном запомнились психоделические советские опыты. Мультипликация в СССР была отдушиной, где можно было показать то, чего бы никогда не пустили в кинотеатры. Мультипликация и анимация стали подпольем для гениев, вынужденных работать в рамках жёсткой, несговорчивой системы. Но они (Хитрук, Норштейн, Качанов и другие) сумели без всяких психоделических и сексуальных революций творить настолько авангардно, что многие люди до сих пор в шоке. Это даже отобразилось в массовой культуре – в одной из серий бессмысленного ситкома «Гриффины» показывают очень странный русский мультик «Ботинок и шнурок». Кстати показательно, что сезоны сериалов а-ля «Гриффины» вынуждены бесконечно себя воспроизводить и повторять – они ведь ориентированы только на смех, потому не могут быть целостными, тогда как русские мультики товар штучный.
Сюжет советских мультиков не о манихейской борьбе добра и зла. Нет, они обходятся без голливудской подёнщины. В «Медвежути» мишке снятся сны, где белый бобёр превращается в птицу и улетает. Практически ницшеанская метаморфоза духа, понятная любому русскому мальчишке, мечтавшему стать лётчиком, стрекозой, космонавтов или чайкой, чтобы расправить крылья – слюдяные или из жести, и прыгнуть из-под ракитового куста прямо в космос или хотя бы на другой континент. Мы медвежата, которые в детстве мечтают стать птицами, но не вырастают даже воробьями. На зиму мы сворачиваемся в тёплых бетонных берлогах и учимся летать во сне. Трагедия, понятная любой живой душе на русской равнине.
Серьёзный акцент был сделан и на Руси языческой. «Детство Ратибора» до сих пор непревзойдённый шедевр, который точно рисовал сам Николай Рерих. Это угловатый мультфильм без слащавой концовки: «Здесь боги-коряги, схватившиеся узловатыми пальцами за скрюченные лики. Здесь вражины, морды которых хорошо знакомы зрителю по улицам наших городов. И, конечно, здесь никакого хорошего исхода. Старцы, бросающие зерно в землю, досевают ее своими костями. Мужи падают на ножи. И даже маленький мальчик, посланный за помощью и который по законам любого тошнотворного мультика должен выжить и отомстить, погибает от стрелы кочевника». А посмотрите «Ночь на лысой горе», «Ладья отчаяния», «Песнь о зубре» – куда там выдуманной Велесовой книге и круглолётам Числобога. Вот оно – славянское язычество, звенящее бубенцами у смерти на запястье. Сейчас ярость детей леса сменило рисованное православие, где поп Толоконный лоб оберегает крестом грановитый капитал. Ну а то язычество, что осталось, оно неимоверно пошлое – банальные мужики с топорами, оскаленные волчьи пасти, чёрное солнышко. Дурни вы. Идите советские мультики смотреть, там вас научат настоящей вере предков.
Русские мультики вообще нетипичны. Повторимся, есть идеологические, патриотические, социальные («Приходил Серёжка, поиграли мы немножко») или «Ну, погоди!», но мы не об этом. Можно даже не брать «Ёжик в тумане», если кто не знал – лучший мультфильм всех времён и народов, А вот хотя бы «Потец» на стихи Введенского. Представляете детишек, которые с открытыми глазами внимают стихам, похожим на могильный саван: «Ты скажи-ка нам отец, что такое есть Потец». Это же концентрированная жуть, причём не кишечная, когда пилой разделывают верещащую девочку, а священная, трепетная, какая бывает перед встречей с Творцом. Возможно советских детей и готовили к последующей встрече с неведомым – инопланетянами, космическим коммунизмом, революцией, Потаённой Россией, да с чем угодно, кроме диснеевской буржуазии.
Советские мультики созданы для того, чтобы детвора мечтала обнажить меч в сече при Керженце, спасти девственную планету от космических капиталистов, да хотя бы стремилась найти цветное стёклышко, через которое весь мир – радуга. Мечтательный Холден из романа Сэлинджера хотел ловить у края ржаной пропасти бегущих мальчиков. Но он то ли заснул, то ли колосья в тот год выросли совсем уж большие – и мы сорвались вниз. Вот про летящих в пропасть мальчиков и есть советская мультипликация. С мамонтёнком, который ищет маму и пингвином, который высиживал камень. О, да, вы просто поймите какая разница – у нас обманутый пингвин, отдавший свою жизнь за холодный камень, а у них вертлявые жители Мадагаскара, которые… которые… не знаю, честно – я даже не знаю, что о них сказать. Да ничего, наверное и не надо говорить. И так всё понятно.
Но советская эпоха закончилась невероятным крахом. Планеты, где должны были водиться тигры, так и не были открыты. Вместо невероятных приключений пришли очень вероятные будни. Девочкам, мечтавшим обнажаться лишь как леди Годива, предложили стать валютными проститутками. Мышонок Пик оказался раздавлен сапогом майора, а мамонтёнок так никого и не нашёл. Извините, сказали взрослые подросшим детям, но другой реальности у нас для вас нет. И на одной седьмой части суши выпал прошлогодний снег. Как тут было не расплакаться – мы не знаем. Поплачьте и вы, а потом посмотрите десять советских и не только мультиков, о которых мы уже писали. Они подходят как взрослым, так и детям.
Приятного просмотра, друзья. #Кинолурк #lurkopub #lm #ПК_кино